Психология

Ведь я этого недостойна? Почему женщины боятся комплиментов

Какие бы приятные и искренние слова ни были сказаны, не у каждой женщины получается их принять с улыбкой и насладиться услышанным. Кто-то начинает оправдываться, кто-то чувствует, как становится должен и выпаливает что-то в ответ, а кто-то с возмущением говорит: «Разве вчера я была не такая красивая?!» Aif.ru спросил у гештальт-терапевта Динары Арибжановой о том, почему многим женщинам сложно принимать комплименты и как научиться получать удовольствие от приятных слов, сказанных в ваш адрес.

Причин для внутреннего несогласия и отказа от комплимента может быть много. Первое, что можно найти на поверхности — женщина считает, что она не заслуживает и недостойна этих слов. Происходит столкновение чьего-то впечатления в конкретный момент с общим представлением женщины о себе самой, сформировавшемся в течение всей жизни. Если между этими мнениями большая разница, то та, кому говорят комплимент, будет чувствовать дискомфорт, недоверие либо дополнительное обязательство и ответственность.

Красота в глазах смотрящего

Комплимент — это ответ и благодарность за чужое действие, принесшее человеку удовольствие, наслаждение. Он что-то видит и чувствует такое, что рождает желание озвучить свое восхищение. За этим необязательно должна стоять большая работа по сканированию, анализу, оценке и выводу говорить об увиденном или нет. Как правило, это сиюминутное впечатление.

Большинство комплиментов про внешность включают в себя не только то, как выглядит человек, но и его состояние, настроение, уровень энергии. Будь женщина в том же платье, но с другим ощущением себя и настроением, ее могут и не заметить или как минимум не впечатлиться ею.

Почему так сложно принимать комплименты?

Только сам человек знает о каждом своем прыщике, морщинке и других «изъянах». Люди, как правило, реагируют на образ другого целиком, а не разбирают его на мелкие запчасти в поисках дефектов. Однако женщина или мужчина, получившие комплимент, часто игнорируют тот факт, что он относится к здесь и сейчас, а не выражает оценку всей предыдущей жизни или дает аванс на будущее.

Комплименты могут вызывать неловкость, потому что человек обнаруживает себя увиденным, а ему сложно привлекать внимание, быть в центре событий. За этим может стоять дополнительная ответственность: «назвался груздем — полезай в кузов». У одаренного похвалой как будто появляется обременительная необходимость соответствовать сказанным словам. Кроме этого, может быть ощущение, что другой обманывает или льстит с какой-то скрытой целью. Если это не какая-то ситуативная история, а постоянное ощущение при разных приятных словах, то можно посмотреть, насколько человек вообще доверяет людям. Но даже если в конкретном случае недоверие оправдано, комплимент можно принять. Это ни к чему не обязывает ни сейчас, ни в будущем.

Ответное восклицание: «Да, я всегда красивая!» намекает на то, что женщина все еще испытывает сложность и не может легко и естественно принять комплимент. При этом она может не замечать внутреннего дискомфорта. Тем не менее, если человек начинает разворачивать любой диалог в ответ на комплимент, это говорит о том, что с ним что-то начинает происходить и он таким образом компенсирует свое внутреннее состояние.

Ну это же не я сделала!

Часто, когда комплимент делают прическе, ремонту в квартире, машине, возникает желание рассказать о мастере, бренде и ком-то еще, добавив «я здесь ни при чем, это все они». Однако — этот комплимент в том числе вам. Вы проделали большую работу, чтобы найти этого мастера, стилиста или дизайнера интерьера. Вы выбрали именно эту марку машины или заработали на ее покупку. Вы потрудились, чтобы хорошо выглядеть или так жить. И эти слова в первую очередь вам. Вы имеете полное право принять комплимент со всей душой.

Как принимать комплименты?

Комплимент можно принимать как подарок. Как в советском мультфильме «Просто так!», когда ребенок дарит букет ослику, чтобы поднять ему настроение. Ослик дарит букет щенку и т. д. Дарящему не надо ничего взамен, для него награда — удовольствие и радость того, кто этот дар получает.

Комплимент всегда ситуативный, и его необходимо брать здесь и сейчас, а не откладывать на завтра. Дайте человеку, подарившему вам приятные слова, возможность насладиться тем, что его вдохновило в вас или вашем облике. Не обесценивайте, не оправдывайтесь, не делайте комплимент в ответ только ради того, чтобы не быть должной. Вы уже сделали что-то, что вызвало у другого восхищение или удовольствие. От вас больше ничего не требуется. Улыбнитесь, порадуйтесь, поблагодарите и примите этот «подарок», впустите его в себя и насладитесь. Если пока невозможно это сделать искренне, то все равно улыбнитесь, поблагодарите и, насколько это возможно, впустите в себя. Если хочется возразить или сказать что-то в ответ, остановите себя и промолчите. Когда освободится время, можно провести анализ и поразмышлять: «Что я почувствовала, когда мне сделали комплимент? Что я ответила или хотела ответить? Зачем я это сказала или хотела сказать? В чем моя сложность принять чужие добрые слова? Мне сложно принимать комплименты только от этого человека или на эту тему?» Таким образом можно узнать, что именно мешает вам принимать комплименты.

Я же знаю, что я не такая!

Если сложно принимать комплименты, например, относительно своей внешности, стоит разобраться: «Как вы сами к себе относитесь? Принимаете ли вы себя? Считаете ли вы себя красивой? Считаете ли вы себя достойной этого наряда?» Можно сделать упражнение, которое поможет увидеть себя со стороны и изменить свое отношение к себе и к своим «недостаткам». Не всегда есть возможность изменить собственную внешность, но можно научиться ее принимать, постоянно осознанно практикуя внимание и любовь к себе: «Да, щечки у меня необычные, особенные. Но я — все равно себя люблю. Я у себя одна». Если регулярно рассматривать и принимать в себе то, что не нравится, то постепенно вы начнете принимать те нюансы в себе, которые мешают наслаждаться комплиментами.

Оцените материал

Источник: aif.ru

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть