Дети

Когда ребенок говорит первое слово: важные аспекты для родителей

Момент, когда ребенок говорит первое слово — радостное событие для каждой семьи. Но когда же появляется долгожданное «мама» или «папа»? Существуют определенные временные рамки, которые помогают понять, все ли в порядке с речевым развитием.

Тревожным сигналом считается отсутствие осмысленных слов к 15 месяцам. Если к этому возрасту малыш не произносит хотя бы одно слово, которое соотносит с конкретным человеком или предметом, необходима консультация педиатра.

Признаки проблем с речевым развитием в разные периоды

Развитие речи ребенка проходит несколько ключевых этапов. В разные периоды есть определенные нормы и вехи, которые позволяют понять, идет ли процесс правильно. Если ребенок значительно отстает от них, это может указывать на проблемы с речевым развитием.

  • 3-4 месяца: ребенок не лепечет, не экспериментирует со звуками
  • 5-6 месяцев: не реагирует на неожиданные звуки, не поворачивает голову на зов, не смеется
  • 8-9 месяцев: не отзывается на собственное имя, лепет редкий и однообразный
  • 12 месяцев: не произносит ни одного слова, даже «мама», «дай» или «на»
  • 13-18 месяцев: не показывает простые предметы на картинке или вокруг, не имеет в лексиконе хотя бы 6 слов к 18 месяцам

Еще один тревожный симптом – регресс приобретенных речевых навыков. Например, если к 18 месяцам словарный запас сократился с 20 до 6 слов.

Как помочь ребенку заговорить: 3 главных совета

Чтобы стимулировать речевое развитие ребенка и помочь ему заговорить, родителям важно придерживаться нескольких простых, но эффективных советов:

  • Много разговаривайте с ребенком — комментируйте свои действия, описывайте окружающие предметы и происходящее вокруг, задавайте вопросы. Так вы расширите его словарный запас и покажете примеры грамматически правильных предложений.
  • Каждый день читайте ребенку вслух — это знакомит его с богатством языка, учит связывать слова в предложения и следить за развитием сюжета, стимулирует желание рассказывать собственные истории.
  • Внимательно слушайте ребенка, проявляйте интерес к его речи, поддерживайте желание говорить — так он будет активнее использовать имеющийся словарный запас и учить новые слова.
  • Эти простые советы помогут создать благоприятную языковую среду для ребенка и стимулировать его речевое развитие. Если ребенок все еще молчит — не отчаивайтесь и продолжайте много общаться, читать и слушать.

    Когда начинать беспокоиться и обращаться к специалистам

    Хотя у каждого ребенка свои темпы речевого развития, есть определенные ориентиры, когда стоит насторожиться и проконсультироваться со специалистом.

    • Если к 15 месяцам ребенок не произносит ни одного осмысленного слова — это повод обратиться к педиатру и, возможно, пройти дополнительное обследование.
    • Если к 12-15 месяцам вы не наблюдаете активного лепета и экспериментирования со звуками — тоже стоит насторожиться.
    • Обратите внимание и в случае регресса речевых навыков — если словарный запас не растет, а уменьшается.

    Помимо отставания от возрастных норм, на проблемы могут указывать и такие особенности:

    • Ребенок не реагирует на свое имя или не поворачивается на звуки.
    • Лепет однообразный, малыш почти не экспериментирует со звуками.
    • Ребенок не жестикулирует, не показывает на знакомые предметы.

    В таких случаях важно не затягивать и обратиться к логопеду, психологу или неврологу — своевременная помощь специалиста позволит наверстать упущенное в речевом развитии.

    Игры и занятия для стимуляции речи у малышей разного возраста

    Чтобы помочь ребенку в речевом развитии, очень важно регулярно заниматься с ним развивающими играми и упражнениями. Подбирайте их в зависимости от возраста и уровня развития малыша.

    До года:

    • Игры на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики пальцев рук — они стимулируют речевые зоны коры головного мозга.
    • Показ и называние предметов, чтение коротких стишков и потешек.
    • Лепет с ребенком, повторение простых слогов.

    1-1,5 года:

    • Чтение, рассматривание картинок. Обыгрывание прочитанного — развивает пассивный и активный словарь.
    • Пальчиковые игры — продолжаем развивать мелкую моторику.
    • Разучивание коротких стихов и песен — учимся воспроизводить слоговую структуру слов.

    Активно включайте ребенка в диалог, много задавайте вопросов, предлагайте повторить слова и фразы. Поощряйте все попытки сказать хотя бы звукоподражание. Не паникуйте, если ребенок все еще не произнес свое первое слово. Продолжайте попытки.

    Как отличить осмысленное слово от случайного лепета

    Родителям важно научиться отличать, когда ребенок произносит первые осознанные слова. Ведь далеко не всякий лепет можно считать настоящей речью.

    • Случайный лепет, как правило, непостоянный и быстро меняется. А первое осмысленное слово ребенок будет повторять снова и снова.
    • Также обращайте внимание на ситуацию. Если звукоподражание звучит к месту как реакция на происходящее — скорее всего, это уже осознанное обращение.

    Например, лепетное «бах» при виде падающего предмета — возможно, уже вполне осознанное междометие. А вот случайное «мама» или «папа» еще вряд ли имеет какой-то смысл для ребенка на данном этапе.

    Наблюдайте за малышом. Повторяет ли он свое «слово» в сходных ситуациях? Реагирует ли так же на похожие предметы/явления? Если да — скорее всего, это уже не просто лепет, а целенаправленное обращение.

    Ключевые этапы речевого развития в первые годы жизни ребенка

    Развитие речи у малышей проходит определенные этапы, знание которых поможет родителям понять, все ли идет нормально на каждом возрастном рубеже.

    • 0-6 месяцев — начинается гуление, появляются первые звуки-реакции на происходящее.
    • 6-12 месяцев — формируется лепет, малыш экспериментирует со звуками, интонациями, учится их контролировать.
    • К 1 году — появляются первые осмысленные слова, происходит переход от лепета к речи.

    Если к 1,5 годам нет активного словарного запаса из осмысленных слов — повод задуматься.

    • К 1,5 годам в норме активная речь из примерно 5-20 слов.
    • К 2 годам — первые фразы из 2-3 слов, активный словарь около 200-300 слов.
    • К 3 годам — ребенок может строить простые распространенные предложения, словарный запас до одной тысячи слов.

    Своевременное стимулирование речи поможет ребенку успешно пройти все эти этапы ключевого периода речевого развития в раннем возрасте.

    Источник: fb.ru

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Кнопка «Наверх»
    Закрыть
    Закрыть